Краниосакральная терапия и десятишаговый протокол

Что это такое, основные темы КСТ,
из чего состоит обучение
и десятишаговый протокол

В качестве вступления типичнвй отзыв после краниосакральной сессии

Я легла на кушетку, вокруг был полумрак, терапевт держала в руках мою голову, потом плечи, колени, покачала из стороны в сторону таз. Уже на столе я почувствовала, как меня наполняет свет и любовь. Дома я вдруг заметила, что головная боль прошла, а муж пришел с работы с цветами.

Не все мастера КСТ считают, что краниосакральная терапия - это блюдо, которое должно плавать в сладком розовым сиропе. Некоторых это даже бесит.

Скажу и про своё отношение. Будучи практикующим врачом-остеопатом с 2010 г., преподавателем остеопатии с 2013 на каф. остеопатии в СЗГМУ им. Мечникова, 10 шаговый протокол апледжера я использую как основу для большинства своих остеопатических приёмов.

Содержание статьи

Определение — краниосакральная

терапия

Краниосакральная терапия - это холистическая область оздоровительных мануальных практик основывающихся на краниосакральном ритме (и других видах подвижности тканей).


Раскроем определение.

Холистическая область - в краниосакральной терапии тело воспринимается как единое целое, в котором все органы и ткани взаимосвязаны. Например, боль в пояснице может быть следствием отсутствия краниосакрального ритма в голове и наоборот.


Оздоровительные - это значит, что не лечебные. Официально краниосакральная терапия не является областью медицины. Соответственно, КСТшники лечить не могут, но могут заниматься оздоровлением. И у них не пациенты, а клиенты, не приёмы, а сессии, сеансы.


Мануальные практики. В процессе краниосакральной сессии терапевт мануально, т.е. своими руками взаимодействует с клиентом. Обычно расслабленно кладет руки на какую-либо часть тела клиента.


Основа на краниосакральном ритме означает, что во время КС сессии терапевт не влияет активно на организм пациента по собственной инициативе. Вместо этого он наблюдает намерение организма и сопровождает его.


В краниосакральной терапии равно как и в краниосакральной остеопатии оператор может понять что нужно организму, его намерение по тому, как происходит движение тканей в краниосакральном ритме.


Например, остеопат синхронизируется с диафрагмой и наблюдает её движение. Остеопат видит, что диафрагма стремится подняться краниально, но в этом движении изгибается и сдерживается чем-то справа снизу. Можно продолжать сопровождать диафрагму руками в этом усилии. Через некоторое время диафрагма преодолеет ограничение и вздохнёт широким куполом. Это будет окончание условной краниосакральной техники.

В этом примере есть отличие краниосакрального терапевта от остеопата. Остеопат может увидеть, что справа фиксация диафрагмы сильная и что собственное движение диафрагмы не справляется. Тогда у остеопата есть возможность найти и целенаправленно отработать область, орган, связку и др. структуру, которая сдерживает диафрагму. В нашем примере это печень. 

Из чего состоит обучение

краниосакральной терапии

Вот схема c официальным учебным планом по краниосакральной терапии.

Ниже расшифровка. Качество изображения, конечно, плохое, но разобрать можно. 

Главные семинары, с которых начинается обучение и которые необходимо пройти в первую очередь - это краниосакральная терапия 1 и 2 (кст1 и кст2). Далее два семинара соматоэмоциональный релиз 1 и 2 (SER1 SER2, или сэр1, сэр2). 

Первый семинар обучения

краниосакральной терапии КСТ-1

На первом семинаре по КСТ в течении 4 дней слушатели проходят десятишаговый протокол Апледжера. Основной объем протокола - это техники на диафрагмах, на костях черепа, краниосакральное уравновешивание. Шаги-техники всегда выполняются в одной последовательности, т.к. это протокол.

Скажу и про своё отношение. Будучи практикующим врачом-остеопатом с 2010 г., преподавателем остеопатии с 2013 на каф. остеопатии в СЗГМУ им. Мечникова, 10 шаговый протокол апледжера я использую как основу для большинства своих остеопатических приёмов.

~

Десятишаговый

протокол Апледжера

краниосакральной терапии

Далее мы скажем о шагах, или этапах протокола. Десять шагов были собраны Дж. Апледжером в краниосакральный протокол для обучения родителей без медицинского остеопатического образования.

Шаг первый: Still point — точка покоя

На первом этапе оператор достигает стилпоинта, или точки покоя из контакта за стопы, крестец, или голову. Чаще всего используется положение рук под пяточными костями.
Краниосакральная терапия. Шаг первый: Still point — точка покоя

Стопы

В самом начале остеопат взаимодействует с пациентом через стопы. 

У этого этапа краниосакрального протокола три цели. 

  • Первая цель - это диагностика, насколько вообще в кст можно говорить о диагностике.
  • Вторая цель - это проверка и, при необходимости, восстановление пульсации апоневроза стоп и движения самих стоп в краниосакральном ритме.
  • Третья цель - это сопровождение организма в замедление. Первый стилпоинт - это первый шаг, который делают оператор с клиентом в состояние, где силы самокоррекции организма, его краниосакральный ритм восстонавливают естественную подвижность тела.

Диафрагма стоп

В самом начале остеопат взаимодействует с пациентом через стопы. 

У этого этапа краниосакрального протокола три цели. 

  • Первая цель - это диагностика, насколько вообще в кст можно говорить о диагностике.
  • Вторая цель - это проверка и, при необходимости, восстановление пульсации апоневроза стоп и движения самих стоп в краниосакральном ритме.
  • Третья цель - это сопровождение организма в замедление. Первый стилпоинт - это первый шаг, который делают оператор с клиентом в состояние, где силы самокоррекции организма, его краниосакральный ритм восстонавливают естественную подвижность тела.

Положение рук

Остеопат, или краниосакральный терапевт стоит у стоп пациента подкладывает руки под стопы так, чтобы правая стопа лежала в правой руке, а левая в левой. Пяточная кость лежит в ладони, большие пальцы на наружных лодыжках.

Рис. На фото Дж. Апледжер показывает положение рук под стопами.

Второй шаг краниосакрального протокола: диафрагмы

Когда первая преграда на пути краниосакрального ритма открыта и достигнута точка покоя, терапевт переходит к диафрагмам.


На втором этапе оператор взаимодействует с диафрагмами тела по очереди, двигаясь снизу вверх: сначала тазовая диафрагма, потом нижняя грудная апертура, верхняя грудная апертура, подъязычная кость и основание черепа.

Взаимодействуя с каждой диафрагмой, терапевт удостоверяется в её хорошей подвижности в краниосакральном ритме и при необходимости балансирует.

Краниосакральная терапия. Второй шаг протокола: диафрагмы

Важность диафрагм в работе организма

Одна из гениальных находок Дж. Апледжера - это большое внимание к диафрагмам при обучении краниосакральной терапии. При взаимодействии с диафрагмами оператор берет в руки "переключатели" наших тел.


Что биомеханически и жидкостно происходит в диафрагмах?

  • Диафрагма как станция переключения мышечно-фасциальных путей.
  • Диафрагма как граница между полостями.
  • Диафрагма как эмоционально реактивная мышца.
  • Диафрагма как мышечная линза, которая своим тонусом центрирует луч центральной оси тела для постуральной системы.

Если в диафрагме сохранена естественная подвижность в ритме легочного дыхания, в краниосакральном ритме, фасциальном, если сохранена собственная подвижность диафрагмы, то можно ожидать, что окружающие ткани будут тоже нормально функционировать.


Если сильно упростить, то дыхание диафрагмы связано с синхронной подвижностью соседних регионов, или полостей.


Например, хорошее дыхание грудобрюшной диафрагмы в большинстве случаев говорит о хорошей подвижности грудной и брюшной полостей. Хорошая подвижность тазовой диафрагмы говорит о хорошей подвижности гипогастрия и тазовых органов.

Большинство полостей нашего тела приводится в движение синхронной пульсацией двух диафрагм, которые обычно и ограничивают полость краниально и каудально.

Поэтому подвижность диафрагмы может быть показателем здоровья соседних регионов.

Краниосакральные техники на диафрагмах

Существует много вариантов взаимодействия с диафрагмами: жесткие структуральные захваты, воздушные функциональные полукасания в положении пациента лежа на спине, на боку, сидя, стоя, наклонившись на оператора с индукцией, с ингибициями, с фасциальной раскруткой, с непроизвольным механизмом, с разговором на стрессовую тему, и т.д.


При обучении краниосакральной терапии используются захваты, предложенные Апледжером. Это классические положения рук прекрасно подходят для работы с диафрагмами в большинстве ситуаций и в остеопатии и в КСТ.

Тазовая диафрагма

Тазовая диафрагма похожа корзину, наклоненную вентрально на 60 градусов. Корзина в большей степени образована мышцей, поднимающей задний проход. К костям таза диафрагма прикрепляется по линии терминалис.
Рис. Положение рук при взаимодействии краниосакрального терапевта с тазовой диафрагмой. Верхняя рука ульнарным краем касается лона, нижняя рука поперечно под крестцом.
Краниосакральная терапия. Положение рук Апледжера на тазовой диафрагме.
Рис. Сам Дж. Апледжер показывает положение рук на тазовой диафрагме. Верхняя рука ульнарным краем касается лона, нижняя рука поперечно под крестцом.

Грудобрюшная диафрагма

Считается, что это самая важная диафрагма. Деятельность всех диафрагм связана. При ограничении подвижности одной из диафрагм через некоторое время другие диафрагмы тоже теряют подвижность в краниосакральном и других ритмах. Дождевой червячок перестаёт ползти вперед. В таком процессе грудобрюшная диафрагма дольше всех сохраняет свою мотильность.

Особенности грудобрюшной диафрагмы.

  • Является основной дыхательной мышцей.
  • Диафрагма разделяет грудную и брюшную полости.
  • Движение диафрагмы в ритме легочного дыхания приводит в движение вышележащую грудную полость и нижележащую брюшную. Постоянная синхронная пульсация грудобрюшной и тазовой диафрагм обеспечивают подвижность внутренних органов брюшной полости.
  • Каждым сокращением диафрагма как помпа качает жидкость против силы тяжести.
Рис. Положение рук по Апледжеру при взаимодействии оператора с грудобрюшной диафрагмой. Оператор сидит сбоку напротив диафрагмы. Это положение считается классическим.
Краниосакральная терапия. Положение рук Апледжера на грудобрюшной диафрагме
Рис. Положение рук по Апледжеру при взаимодействии оператора с грудобрюшной диафрагмой. Оператор сидит сбоку напротив диафрагмы. Это положение считается классическим.

Верхняя апертура

После уравновешивания грудобрюшной диафрагмы оператор поднимается к верхней апертуре. У нам нет мышечной перегородки на уровне верхнего выхода из грудной клетки как тазовая, или грудобрюшная диафрагмы. 


Верхняя апертура - это сумма костей, образующих краниальный выход из грудной клетки. Костный периметр состоит из рукоятки грудины, ключиц, первых ребер, шейно-грудного перехода. Кольцо из костей функционирует как диафрагма. 

Рис. Положение рук по Апледжеру при взаимодействии краниосакрального терапевта с верхней апертурой. На верхнем рисунке показано только положение рук, на нижнем - на человеке.

Подъязычная кость

Подъязычная кость также как и верхняя апертура является функциональной диафрагмой - нет поперечно расположенной мышечной мембраны. Диафрагма подъязычной кости - это сама подъязычная кость, надподъязычные и подподъязычные мышцы.

Рис. На рисунке показана работа краниосакрального терапевта с подъязычной диафрагмой. Положение рук: щипком захватывается подьязычная кость за большие рога.

Третий шаг краниосакрального протокола: крестец

На этом этапе остеопат, или краниосакральный терапевт взаимодействует с крестцом и его сочленениями между крестцом и пятым поясничным позвонком и между крестцом и тазовыми костями.


Техника проходит в 2 этапа: 

  1. На первом этапе оператор уравновешивает L5-S1;
  2. После того как восстановлена подвижность крестца с поясничным отделом, оператор взаимодействует с крестцово-подвздошными суставами, или как говорят настоящие остеопаты, "с КПСами".
Краниосакральная терапия. Третий шаг краниосакрального протокола: крестец
Рис. Слева положение рук на первом этапе. При переходе ко второму этапу оператор достаёт из под пациента руку, которая была в котнтакте с поясничными позвонками и кладёт её "домиком" на таз, чтобы быть в контакте с двумя тазовыми костями.

Четвертый шаг краниосакрального протокола: твердая мозговая оболочка

Или, как говорят настоящие специалисты "труба дуральная". Техника состоит из двух частей, или этапов.

  1. Сначала оператор ориентируется на синхронное вращение затылочной кости и крестца вокруг поперечных осей.
  2. Когда достигнуто равновесие во вращательном компоненте, оператор смещает своё внимание на краниокаудальное смещение головы и таза в краниосакральном ритме.
Краниосакральная терапия. Четвертый шаг краниосакрального протокола: твердая мозговая оболочка

Пятый шаг краниосакрального протокола: лифт лобной кости

В этом и следующем шаге оператор выполняет две техники на костях черепа. Техника подьёма костей, или "лифт" начинается с введения в преднапряжение самих поднимаемых костей. Если подвижность кости сохранена и швы с соседними костями свободны, то техника проходит дальше и задействует твердую мозговую оболочку. Балансировка ТМО - важный результат техник лифт на костях черепа.

Краниосакральная терапия. Пятый шаг краниосакрального протокола: лифт лобной кости

Шестой шаг краниосакрального протокола: лифт теменных костей

После завершения подъёма лобных костей оператор переходит к следующему этапу - подъёму теменных костей.


В процессе подъёма, когда натяжение дошло до швов кости, или когда работа уже перешла на ТМО, оператор может почувствовать препятствие. Кость перестаёт подниматься. Обычно так проявляются зоны ограничения подвижности. Оператор может провести балансировку этого ограничения из "лифта", или оставить подъём, перейти на локальную специфическую технику, а потом продолжить подъём теменных костей. Так поэтапной балансировкой можно достичь восстановления хорошей подвижности ТМО черепа.

Краниосакральная терапия. Шестой шаг краниосакрального протокола: лифт теменных костей

Седьмой шаг краниосакрального протокола: компрессия и декомпрессия в сфенобазилярном синхондрозе

После того как оператор взаимодействовал с системой мембран взаимного натяжения с разных сторон - через лифт лобной и теменных костей, проводится техника на одном из главных механизме краниосакральной подвижности - на сфенобазилярном синхондрозе. Кроме СБС задействуются горизонтальных волокна ТМО черепа.

Краниосакральная терапия. 7 шаг: компрессия и декомпрессия в сфенобазилярном синхондрозе

Восьмой шаг краниосакрального протокола: техники на височных костях

На девятом шаге оператор взаимодействует с височными костями из трёх подходов.

  1. Раскачивание височных костей, или temporal wobble.
  2. Балансировка височных костей из пятипальцевого захвата бабочкой, или finger in ear (палец в ухе).
  3. Техника декомпрессия височных костей (оттягивание уха), которая продолжается в балансировку палатки мозжечка.
Краниосакральная терапия. Восьмой шаг протокола: техники на височных костях

Девятый шаг краниосакрального протокола: компрессия и декомпрессия височно-нижнечелюстного сустава

На девятом этапе оператор проводит неспецифическую технику на височно-нижнечелюстных суставах. Техника выполняется в фасциальном ключе. Остеопат, или краниосакральный терапевт начинает с пальпаторного контакта с поверхностной фасции, переходит глубже на собственную фасцию височной и жевательной мышц.


Первый этап техники - декомпрессия актуализирует связочный аппарат ВНЧС.

Второй этап - компрессия актуализирует диск сустава. Механизм такой же как и с тестом связок / диска коленного сустава.

Девятый шаг краниосакрального протокола: компрессия и декомпрессия височно-нижнечелюстного сустава

Десятый шаг краниосакрального протокола: компрессия четвертого желудочка

В завершение протокола оператор проводит технику компрессии четвертого желудочка. Эта техника может проходить на разных уровнях глубины. Техника CV-4 влияет на вегетативную систему (вместе с техникой EV-4 расширение четвертого желудочка). CV-4 позволяет взаимодействовать с самим краниосакральным ритмом.

Краниосакральная терапия. Десятый шаг протокола: компрессия четвертого желудочка
На этом завершается десятишаговый краниосакральный протокол. Пациент может чувствовать слабость, дезориентированность некоторое время. 
Читать по теме