Краниосаральная система

Краниосакральный ритм

Краниосакральный ритм, захваты, движение черепа, как почувствовать ритм, как реализуется в теле, теории происхождения, эволюция в руках остеопата
Собираем представление из частей

Что такое краниосакральный ритм

Краниосакральный ритм - это ритмичное мало амплитудное движение черепа, крестца, мембран взаимного натяжения, ликвора, центральной нервной системы и всего тела с частотою около 8-12 раз в мин.

Краниосакральный ритм состоит из постоянно сменяющих друг друга двух фаз. Каждой фазе соответствует особое положение костей черепа, крестца, ТМО, др. органов и организма в целом. Пальпируя тело, остеопат чувствует как органы и ткани тела из положения одной фазы плавно переходят в положение другой.
Краниосакральный ритм - флексия и экстензия

Флексия краниосакрального ритма

Термины, описывающие движение тела и его органов на фазах ритма
Это первая фаза. Сильно обобщив, можно сказать, что на этой фазе происходит раскрытие, расширение, вдох.

Флексия означает сгибание. Речь про движение в сфенобазилярном синхондрозе (СБС) основания черепа. На этой фазе краниосакрального ритма затылочная и клиновидная кость движутся в СБС так, что это похоже на сгибание в СБС. Отсюда и возникло название фазы ритма. Ряд авторов придавали движению в СБС главную роль в краниосакральном ритме. Название фазы флексия после стало общим.

В черепе на этой фазе движения всех не парных костей средней линии называют флексиями. Крестец тоже идёт во флексию. Движения парных костей на этой фазе называют наружной ротацией.
Сфенобазилярный синхондроз во флексии краниосакрального ритма
Сфенобазилярный синхондроз во флексии краниосакрального ритма

Экстензия краниосакрального ритма

Термины, описывающие движение тела и его органов на фазах ритма
Это вторая фаза. Вновь обобщив, на этой фазе происходит закрытие, сжатие, выдох.

В сфенобазилярном синхондрозе противоположное движение от сгибания-флексии похоже на разгибание. Отсюда и название фазы краниосакрального ритма - экстензия, ставшее впоследствии классическим.

В черепе на этой фазе движения всех не парных костей средней линии называют экстензиями. Крестец тоже идёт в экстензию. Движения парных костей на этой фазе называется внутренней ротацией.
Сфенобазилярный синхондроз в экстензии краниосакрального ритма
Сфенобазилярный синхондроз во флексии краниосакрального ритма

Свойства Краниосакральный ритм - ритм, амплитуда, сила

Характеристики ритма - R A F
Пальпация краниосакрального ритма очень субъективный процесс. Каждый остеопат воспринимает ритм в своих образах. Чтобы как-то стандартизировать краниосакральную пальпацию были выделены основные характеристики ритма:

  1. Ритм - частота краниосакрального ритма. В норме в диапазоне 6-12 в минуту.
  2. Амплитуда ритма - субъективное ощущение остеопата о расстоянии, которое орган проходит, двигаясь от флексии к экстензии. Описывается как +++, ++, +, -.
  3. Сила ритма - тоже субъективное ощущение остеопата о силе с которой краниосакральный "двигатель" перемещает ткани и органы. Описывается как +++, ++, +, -.

Эти характеристики сокращённо записывали как RAF.
Например, R6, A++, F+.

Частота краниосакрального ритма

Условно здорового человека
Несколько слов про частоту краниосакрального ритма. В разных источниках данные разнятся. Можно встретить норму в 8-12, 5-10, 6-8 циклов в минуту.

Частота ритма может увеличиваться. Принято считать, что краниосакральный ритм может ускоряется, когда человек живёт в постоянном стрессе. В этой связи краниосакральный ритм ещё называют городским, объясняя это тем, что в городе люди постоянно спешат, опаздывают, волнуются и у них ускоряется ритм. Некоторые течения биодинамики называют краниосакральный ритм стрессовым и не свойственным здоровому человеку в естественной среде - жизни на природе, где ритм замедляется.

По мнению автора этой статьи отличия в ритме у городских и "лесных" людей действительно есть. У меня был опыт пальпации краниосакрального ритма и в мегаполисах, городах-миллионниках, поселках городского типа, и в затерянном в лесах монастырском скиту, где нет сотовой связи. Отличие скорее в качестве ритма: у живущих на природе ритм сильнее, амплитуда и сила значительно выше. Больше запас витальности.
Положение рук и поза врача, положение пациента

Краниосакральные захваты

Пальпация, диагностика и техники коррекции выполняются из специальных положений рук оператора.

Классические захваты также как и техники не являются какой-то самоценной догмой. Это положения рук к которым пришли выдающиеся остеопаты в результате всей жизни.

90% краниосакральные техник проводится на голове, или крестце.
Базовая пальпация головы обычно выполняется из основного захвата, или захвата по Сатерленду.
Пальпация крестца обычно выполняется из классического захвата по Апледжеру.
Основной захват, или захват по Сатерленду
Пальпация краниосакрального ритма
Продольный переднезадний захват
Захват для крестца и поясничных позвонков по Апледжеру
Положение рук и поза врача, положение пациента

Череп в краниосаральном ритме

Иногда встречается название - краниальный ритм. Это сокращённое название краниосакрального ритма.
Итак, остеопат пальпирует череп из основного захвата. Это достаточно универсальный захват. Не меняя положения рук, можно переходить с движения черепа в целом на движение в сфенобазилярном синхондрозе между затылочной и клиновидной костями, на движение твердой мозговой оболочки, движение паренхимы и желудочков.

Если остеопат воспринимает череп в целом, то на фазе флексии череп будет сжиматься в переднезаднем направлении, расширяться в боковом и сжиматься краниокаудально. На фото движения отмечены желтыми стрелками.

Если остеопат воспринимает сфенобазилярный синхондроз, то основную информацию будут давать указательные пальцы и мизинцы. На фазе флексии большие крылья клиновидной кости будут уводить указательные пальцы вентрокаудально, вперёд и к стопам. Затылочная кость будет уводить мизинцы дорсокаудально, назад и тоже к стопам. На фото ниже эти дижения обозначены.
изменение формы черепа и движение в СБС в краниосакральном ритме на фазе флексии
Желтыми стрелками отмечено изменение формы черепа в краниосакральном ритме на фазе флексии. Зелёным отмечено большое крыло клиновидной кости и чешуя затылочной кости. Красными стрелочками движение большого крыла и чешуи на фазе флексии.
изменение формы черепа в краниосакральном ритме на фазе флексии
Желтыми стрелками отмечено изменение формы черепа в краниосакральном ритме на фазе флексии.
Подвижная область и неподвижная область

Как происходит диагностика в краниосакральном ритме

Краниосакральный ритм - это внутренний мотор, который постоянно движет ткани, органы и всё тело из флексии в экстензию и обратно.

Остеопат пальпирует ткани и ощущает, что они участвуют, или не участвуют в краниосакральном ритме. Это основа диагностики в краниосакральной системе.
Диагностический захват для оценки качества подвижности мембран в краниосакральном ритме
Диагностический захват для оценки качества подвижности мембран в краниосакральном ритме
Неподвижная область

Соматическая дисфункция

Когда остеопат проводит диагностику, то что он находит? В краниосакральной системе, как мы сказали, остеопат может обнаружить, что ткани, органы, регионы, или всё тело не совершает естественные движения, которые должно совершать, или совершает неправильно, не полностью.

Таким образом остеопат находит область того, или иного размера и качества, где ограничена естественная подвижность тканей. Это цель остеопатической диагностики в краниосакральной системе, равно как и в других остеопатических подходах.

Соматическая дисфункция - это область ограничение естественной подвижности тканей.
Ограничение может быть на микро уровне в отсутствии следования тканей за краниосакральным, или фасциальным и др. ритмами. Ограничение может быть на макро уровне, когда ограничен какой-либо компонент движения в суставе и т.п. Во всех случаях это будет область ограничения того, или иного вида естественной подвижности.
Сфенобазилярный синхондроз в экстензии краниосакрального ритма
Плавные движения в руках

Как почувствовать краниосакральный ритм

Пальпация краниосакрального ритма - это специфический навык. Из каких обязательных компонентов складывается это волшебство:

  • Телесная чувствительность, а также способность оператора какое-то время наблюдать то, что он чувствует. При этом не требуется каких-то повышенных способностей, или талантов. Скорее, нужен интерес и готовность исполнять методологию и наблюдать;


  • Необходимо, чтобы поставили руки. Краниосакральная пальпация - это навык, который передаётся от преподавателя ученику из рук в руки. Онлайн обучение именно пальпации невозможно.

  • Чтобы чувствовать необходим достаточный уровень нейтральности оператора. Заземление и нейтральность позволяют не вносить в восприятие собственные шумы и фантазии. Этот навык передаётся исключительно из рук в руки. Статья про нейтральность в нашем телеграмчике, продолжение статьи про то, как остеопату развивать нейтральность.
Учимся калибровать давление и контакт в остеопатических техниках и использовать реакцию подобную антигравитационной “от земли” в трёх постах в нашем остеопатическом телеграмм канале:
  1. Фото о чем речь;
  2. Теория;
  3. Упражнения.
Сфенобазилярный синхондроз в экстензии краниосакрального ритма
Положение рук для пальпации серпа и палатки мозжечка
Сфенобазилярный синхондроз в экстензии краниосакрального ритма
Подробнее про нейтральность в нашем остеопатическом телеграмм канале:
Как проявляется ритм

5 механизмов краниосакрального ритма У. Г. Сатерленда

Краниосакральный ритм выражается в движении всего тела, всех его органов и тканей, но наиболее ярко ритм реализуется через пять систем, или механизмов. Эти механизмы были описаны У. Г. Сатерлендом и сейчас признаны классическими. На них базируется преподавание краниосакральной остеопатии.
  • Подвижность головного и спинного мозга;
  • Флюктуация спинномозговой жидкости;
  • Подвижность мембран взаимного напряжения: твердой мозговой оболочки, выстилающей полость черепа и позвоночного канала со всеми её отростками;
  • Подвижность костей черепа;
  • Непроизвольная подвижность крестца относительно подвздошных костей.
5 механизмов Сатерленда

Движение костей черепа в краниосакральном ритме

Первый механизм Сатерленда - это движение костей черепа в краниосакральном ритме. В черепе краниосакральную подвижность остеопат может ощущать на разных уровнях.
  • Движение в швах костей черепа;
  • Движение самих костей черепа;
  • Движение в сфено-базилярном синхондрозе и во всём черепе в целом.
Краносакральный ритм - сфенобазилярный синхондроз (СБС).
5 механизмов Сатерленда

Движение мембран в краниосакральном ритме

Второй механизм – это движение мембран в краниосакральном ритме. Этот механизм описывает смещение твёрдой мозговой оболочки и её отростков на фазах флексии и экстензии краниосакрального ритма.
Краносакральный ритм - движение серпа
Движение мембран в краниосакральном ритме, первый вариант
Краносакральный ритм - движение мембран
Движение мембран в краниосакральном ритме, второй вариант
5 механизмов Сатерленда

Движение ликвора в краниосакральном ритме

Этот механизм описывает волнообразное движение ликвора на фазах флексии и экстензии краниосакрального ритма.
На этот процесс есть несколько точек зрения.
С одной стороны считается, что краниосакральный ритм приводит в движение ликвор.
Другие авторы описывают ритмичную выработку и всасывание ликвора как причину и мотор краниосакрального ритма. Ликвор выходит из хороидальных сплетение в виде волны, которая распространяется сначала по всем ликворным пространствам, входит в периневрий нервов и дальше волна распространяется по всему телу и переводит ткани в положение флексии. Всасывание тоже происходит как обратная волна, переводящая ткани в положение экстензии.

Краниоритмический импульс - это усилие краниосакрального механизма которое переводит ткани из положения флексии в экстензию и обратно.
5 механизмов Сатерленда

Движение паренхимы головного мозга в краниосакральном ритме

Следующий краниосакральный механизм – это движение паренхимы головного мозга. Первые преподаватели остеопатии в России говорили на английском и французском. Их переводили не медицинские переводчики. В результате родилось определение: головной мозг закручивается сам на себя как рога барана. Над этой мантрой размышляли первые русские остеопаты.
Движение полушарий головного мозга в краниосакральном ритме.
На фазе флексии краниосакрального ритма оба полушария головного мозга смещаются краниально вверх, укорачиваются спереди назад и расширяются латерально. Одновременно оба полушария вращаются вперёд к передней стенке третьего желудочка.

Боковые желудочки в краниосакральном ритме

Какое они совершают движение
Желудочки относятся к ликвородинамике, но с ними обычно работают в контексте головного мозга.
Есть ещё одно прекрасное описание движения боковых желудочков головного мозга: желудочки как два плывущих дельфина. Один немного опережает другого.
100 теорий

Происхождение краниосакрального ритма

Стоит сразу сказать, что происхождение краниосакрального ритма неизвестно. Убедительных объективных данных нет, а распространенные модели во многом похожи на философские концепции.

В практике остеопат встречается с краниосакральной системой и ритмом, взаимодействует с ней и многими её феноменами. В такой ситуации модели происхождения краниосакрального, жидкостного ритма, внутрикостной подвижности призваны организовать разнообразие пальпаторных феноменов и дать умственную опору оператору. По мере углубления в практику представление о ритме у остеопата может меняться.

Скажем про самые распространенные объяснения краниосакрального ритма. Первые две теории приближены к физиологии и с них обычно начинается остеопатический путь.

  1. В хориоидальных сплетениях боковых желудочков (plexus choroideus) выработка ликвора происходит ритмично. Выделяющаяся порция ликвора создаёт волну, которая проходит по всему организму. Ликворная волна и является краниосакральным ритмом.
  2. Метаболические процессы в клетках нашего организма происходят синхронно и ритмично. Метаболический ритм мы воспринимаем как краниосакральный.

Практикуя, остеопат взаимодействует с краниосакральным ритмом и встречается с разными пальпаторными феноменами. Феномены автоматически укладываются в имеющуюся концепцию краниосакрального ритма.

Например, если остеопат чувствует синхронное движение затылочной кости и крестца, то это биомеханика, которая реализуется через связь затылочной кости и крестца при помощи ТМО.

Но, со временем нейтральность и пальпация остеопата улучшаются и он начинает чувствовать что-то такое, что никак не укладывается в его прежние представление о краниосакральном ритме. Тогда остеопат начинает опираться на более функциональне модели. Ниже одна из них.
101 теория

Краниосакральный ритм как выражение первичного дыхания

Существует некий феномен первичного дыхания. Источник первичного дыхания неизвестен. Само первичное дыхание является источником всей ритмической активности в теле.
Первичное дыхание входит в тело, становится из функционального более материальным.
Мы чувствуем материальное выражение в виде разных ритмах и других видах подвижности: краниосакральный ритм, фасциальный, жидкостный, внутрикостный, мотильность разных органов и др.
С движением большого серпа в краниосакральном ритме до сих пор остаётся путаница. Есть две версии того, как движется большой серп, или два главных компонента движения серпа в краниосакральном ритме.
О твердой мозговой оболочке в краниосакральной системе говорят, что она очень остеопатична. Это связано со строением:
  • ТМО имеет прикрепления к костям черепа, верхним шейным позвонкам;
  • Достаточно свободно лежит в спинномозговом канале;
  • Прикрепляется уже к крестцу, по некоторым исследованиям к L5 и к копчику.

Такое строение ТМО вынуждает краниосакрального остеопата при работе с ней воспринимать тело как единую связанную систему как минимум от таза до головы. А это правильный остеопатический подход.

Поэтому ТМО связывает верх и низ: движение затылочной кости в краниосакральном ритме связано с движением крестца посредством твердой мозговой оболочки. Это объясняют как будто крестец привязан к затылочной кости верёвочками из ТМО.

Другой особенностью твердой мозговой оболочки в краниосакральной остеопатии является связь внутреннего с поверхностным. Мембраны рукавом окружают каждый спинномозговой и черепномозговой нерв и выходят из полости черепа и спинномозгового канала вместе с нервами.
Остеопаты и не остеопаты

История открытия и кто сейчас работает с краниосакральным ритмом

Краниосакральный ритм впервые был описан У. Г. Сатерлендом в 1939 г. в книге Черепной шар. Исторически с ритмом работали остеопаты.

После создания краниосакральной терапии Апледжер стал обучать работать в ритме родителей тяжелых детей аутистов.

Сейчас в обучении остеопатии один из трёх основных разделов – это краниосакральный подход.

В России после официального закрепления остеопатии как медицинской специализации появилось множество не врачебных методик и направлений, работающих с краниосакральным и другими ритмами тела.
Обязательно посетите нашу группу по остеопатии в телеграмме. Там больше обсуждений практики и мнений участников.

Телеграмм Интересной остеопатии


Вот интересное обсуждение работы при Воронкообразной деформации грудной клетки:
Отобраны

Статьи по краниосакральной теме

Краниосакральная система в остеопатии - основы, швы, кости черепа и паттерны
В первой части: зачем нужна и из чего состоит краниосакральная система, этапы овладения пальпацией. Швы черепа, кости черепа, сбс, теория паттернов черепа.
Фото моих семинаров

Автор уроков и статей по остеопатии

Олег Бабкин
Преподаватель остеопатии, врач-остеопат
Расскажу немного о себе. Друзья, меня зовут Олег Александрович Бабкин. Я практикующий врач-остеопат, преподаватель каф. остеопатии СЗГМУ им. Мечникова.

Семинары по фасциям и краниосакральной системе я начал вести в 2013 году на каф. остеопатии СЗГМУ им. Мечникова. Это были мои первые темы.

За 10 лет преподавания остеопатии я читал фасции и ставил руки более, чем 300 слушателям.

Написано более 15 статей и метод. разработок.

Мои проекты: Кружок по остеопатии, Интересная остеопатия, Канал Telegram для остеопатовКурс по ВНЧС