На приёме был музыкант с жалобой на боль в ухе.
Рассказал, что работает 2−4 раза в неделю на дискотеке ночами: по 7 часов в помещении с очень громкой музыкой и басовыми вибрациями.
Было очень интересно найти как звук выражается в теле в таком чрезмерном воздействии. Основная находка при диагностике — ограничение подвижности костей. Ближе к внутрикостному типу.
Ограничены больше всего были верхние и нижняя челюсти. В меньшей степени ключицы, грудина, особенно её рукоятка, крестец.
При контакте с костями возникало чувство вибрации. Как будто через кости проходила вибрация музыки и собственной устойчивости организма не хватило. Тогда кости включилась в вибрацию и это было для них травматично.
Тонус мышц выглядел так, словно организм старался прижать кости, чтобы они не тряслись.
Обнаружив такое активное участие челюстей в восприятии вибрации, можно вспомнить о филогенетически более древнем устройстве органа слуха, когда он был представлен чувствительными клетками между челюстными костями.
В процессе эволюции млекопитающих отдельные челюстные кости рептилий (сочленовная и квадратная) изменили свою форму и функцию и «переместились» в полость среднего уха, сформировав цепь слуховых косточек.
Молоточек и наковальня млекопитающих гомологичны висцеральным элементам челюстей рептилий.
Так филогенетическая связь восприятия звука с челюстными костями позволяет объяснить активное участие челюстей в восприятии звуковых вибраций уже в наше время.
«Вибрация костей» оказалась не стойкой и ко второму приёму почти полностью ушла.
Выяснились новые подробности: пациент рассказал, что вместе с ухом его беспокоит бруксизм. По времени возникновения бруксизм можно было притянуть к стоматологическим работам примерно полгода назад. Где-то в это же время возникла и боль в ухе. Я обрадовался, что всё может решиться некой свежей дисфункцией зубочелюстной системы, которая дала напряжение на левый ВНЧС.
Все симптомы тоже укладывались: в синдром Костена в т. ч. входят каузалгии, боль в области уха, а также напряжение, скованность, утомляемость жевательных мышц.
Дальше немного про механизм.
У человека анатомическая взаимосвязь ВНЧС и среднего уха выражается в связочном аппарате ВНЧС.
Были найдены непостоянные тонкие связки, идущие от челюстей и диска ВНЧС к слуховым косточкам.
Вид сверху на открытую полость среднего уха и соседствующую область височно-нижнечелюстного сустава.
Молоточек, или malleus (M);
Наковальня, или incus (I);
Височная кость (T);
Каменисто-барабанная щель, или Глазерова щель, или petrotympanic fissure (PTF);
Диск височно-нижнечелюстного сустава (D);
Связка между диском и молоточком, или discomallear ligament (DML);
Верхняя связка молоточка, или anterior mallear ligament (AML);
Латеральная связка молоточка, или lateral ligament of malleus (LLM);
Клиновидно-нижнечелюстная, или sphenomandibular ligament (S);
Барабанная струна, или chorda tympani (CT).
Связка берёт начало на переднем отростке молоточка в среднем ухе.
Часть волокон связки прикрепляется к каменисто-барабанной щели, а часть волокон идут к гребню клиновидной кости и оттуда с клиновидно-нижнечелюстной связкой к ветви нижней челюсти.
Так молоточек среднего уха непосредственно связан с нижней челюстью.
Связка берёт начало на молоточке в полости среднего уха. Связка проходит через каменисто-барабанную щель и прикрепляется к головке нижней челюсти.
Таким образом по связкам напряжение с зубочелюстной системы может напрямую передаваться в среднее ухо и обратно.
1) Уравновесить правую и левую половины региона с которым много работали. Например, недавно был пациент с многократно оперированными хрон. отитами и я переработал с височной костью.
Слушательница спросила:
“Что мне делать, если я чувствую не так как говорят преподаватели? Я вижу намного больше всего и ещё то, что вокруг. Что мне со всем этим делать?”
Ошибки пальпации в видеоуроках